Драматический театр


454000, Челябинск
пл. Революции, 6

Тел. 236-53-82

  Челябинский академический государственный театр драмы им. С.Цвиллинга


Статьи и рецензии


Сцена из спектакляА ВОТ ВЕНЕЦИЯ ЗИМОЙ

Труфальдино из Бергамо в новом спектакле академической драмы

См. также

 
Режиссер Михаил Филимонов хорошо известен просвещенному челябинскому зрителю. Помимо целого каскада комедий, он поставил и спектакли-притчи ("Лев зимой", "Смотрите, кто пришел"), спектакли-размышления. Новая его работа -√ спектакль по пьесе Карло Гольдони "Слуга двух господ", объединяет две этих тенденции. И, по всей видимости, должен подвести черту под значительным периодом его творчества. Премьера комедии состоялась в четверг и прошли с большим успехом. Я спросила режиссера -√ почему для постановки он выбрал именно такую, казалось бы далекую от реалий сегодняшнего дня, пьесу?

-- Я давно хотел поставить спектакль о любви. И, прежде всего, о любви с улыбкой. Не через призму страдания и горечи, но именно что через призму улыбки.

Почему сегодня о любви? Мир как никогда нуждается в ней. Реальность за окном становится все жестче и жестче: жизнь, отношения. Что еще может помочь человеку?! Театр -√ место разоружения человека. И, разумеется, место любви. Для зрителя, да и для нас тоже, чувство это должно превалировать над хаосом.

-- Но у того же драмтурга можно набрать целый веер блистательных комедий. Вам важна именно эта?

-- "Слуга двух господ" √- эксперимент Карло Гольдони по совмещению двух полярных эстетик. Во-первых, это традиции театра масок дель а'арте. Во-вторых, это привычный нам театр реалистический. "Слуга", в этом смысле, переходной момент, мостик -√ одна нога ее на берегу средневекового карнавального действа; другая -√ в театре привычных места и образа действия. Именно в этой пьесе был зафиксирован момент очеловечивания маски. Таков, скажем, Труфальдино, полноценный, реалистически выписанный характер. Но, с другой стороны, остальной текст был дописан драматургом вслед за первыми исполнителями и их импровизациями. Возможность экспромтов √ вот что в процессе работы над спектаклем нам было важно. И что было в полной мере заложено в материале. Грех этим было не воспользоваться.

Сцена из спектакля-- И вы как-то обыгрываете эту повышенную театральную условность?

-- Не случайно наш новый спектакль начинается пантомимы. Мне важно было подчеркнуть существование театра в театре. В отношения со зрителем мы как бы выходим из театра масок и теней. В финале в этот театр и уходим.

Кроме этого, я использовал киношные, по духу, "наплывы" -√ ситуации, когда в острые, оценочные моменты действие вдруг замедляется. Время практически останавливается, провисает... Чтобы смениться потом бурной импровизацией...

- Кстати, о кино. Был довольно известный фильм с Константином Райкиным в главной роли. Не боитесь сравнений?

-- Переклички с известным фильмом были неизбежны. Поэтому мы их не скрываем, отсылая к нему использованием знакомых песен. Но, тем не менее, специально сходство это мы и не подчеркиваем. У нас совершенно самостоятельное произведение. У нас своя версия, свой взгляд, свои характеры... Конечно, все в искусстве обречено на сравнение. Надо помнить: создавали мы, все-таки именно спектакль.

-- И все-таки, какая мысль во время репетиционного периода, казалась вам самой важной?

-- Я бы хотел показать человека, пытающегося выжить в сложных условиях переходного периода. Он хочет перебороть устои и утвердить свое видение и понимание мира. Поэтому спектакль наш еще и о свободе: Труфальдино, кажется, впервые преступает закон служения одному господину. Он пытается работать в меру своего темперамента и сил. С трудом, но это ему удается. Поэтому он чувствует себя победителем √ комплексов и обстоятельств. Жизнь заставляет его выкручиваться и, таким образом, делает его истинным творцом судьбы. Создателем себя. Свобода не ради свободы, но √ чувства собственного достоинства. В спектакле три любовные истории. Каждая из них развивается сугубо индивидуально. Каждая из них отстаивает свои, единственно правильные, представления о любви.


 

   Home page * Репертуар месяца * Аннотации к спектаклям * Статьи и рецензии * Актеры

 


   Фото: Александр Соколов и "Каменный пояс"